Москва
Каталог   /   ТВ и видеотехника   /   Проекционное оборудование   /  Проекторы
Проекторы 
Популярные модели→ Сравнить в таблице
BenQ MW533
от 29 136 р.
лампа: UHP, 3300 лм, срок службы 4500 ч, 1280x800 пикс, VGA, HDMI
Viewsonic PA503W
от 26 600 р.
лампа: 3600 лм, срок службы 5000 ч, 3D, 1280x800 пикс, проекция: от 1 м, до 10.98 м, VGA
Epson EH-TW9300
от 181 990 р.
лампа: UHE, 2500 лм, срок службы 3500 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 1.48 м, до 18.99 м, VGA, HDMI
LG PF1000
от 61 699 р.
лампа: LED, 1000 лм, срок службы 30000 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 1.05 м, до 3.77 м, HDMI
Sony VPL-HW45ES
от 134 900 р.
лампа: UHP, 1800 лм, срок службы 6000 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 2.4 м, до 9.61 м, HDMI
BenQ TH530
от 39 284 р.
лампа: 3200 лм, срок службы 4000 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 1.77 м, до 10.8 м, VGA, HDMI
BenQ W1080ST
от 100 870 р.
лампа: 2000 лм, срок службы 3500 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 0.45 м, до 7.73 м, VGA
BenQ MW632ST
от 42 970 р.
лампа: 3200 лм, срок службы 4000 ч, 3D, 1280x800 пикс, проекция: от 0.63 м, до 5.63 м, VGA
Acer H6517ABD
от 37 360 р.
лампа: P-VIP, 3400 лм, срок службы 5000 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 1.5 м, до 9.8 м, VGA, HDMI
Epson EH-TW6700
от 87 690 р.
лампа: UHE, 3000 лм, срок службы 3500 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 1.16 м, до 11.75 м, VGA, HDMI
Optoma GT1080
от 57 900 р.
лампа: 2800 лм, срок службы 5000 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 0.5 м, до 3.35 м, HDMI
Epson EH-TW5650
от 56 496 р.
лампа: UHE, 2500 лм, срок службы 4500 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 2.35 м, до 3.82 м, VGA, HDMI
Acer C120
от 17 059 р.
лампа: LED, 100 лм, срок службы 20000 ч, портативный, 854x480 пикс, проекция: от 0.4 м, до 3.7 м
Epson EH-TW7300
от 132 990 р.
лампа: UHE, 2300 лм, срок службы 3500 ч, 3D, 1920x1080 пикс, проекция: от 1.48 м, до 18.99 м, VGA, HDMI
Возможно, вас заинтересует

Cтатьи, обзоры, полезные советы

Отзывы о брендах из раздела проекторы
Рейтинг брендов из раздела проекторов составленный по отзывам и оценкам посетителей сайта
Рейтинг проекторов (август)
Рейтинг проекторов (август)
Рейтинг популярности проекторов основан на комплексной статистике по проявленному интересу интернет-аудитории
Домашний кинотеатр: панель или проектор?
Домашний кинотеатр: панель или проектор?
Проектор может сэкономить деньги и сводобное пространство, а также повысить качество изображения
Пятёрка проекторов для домашнего кинотеатра
Пятёрка проекторов для домашнего кинотеатра
Яркие впечатления от просмотра фильмов в домашнем кинозале гарантированы!
Выбор проектора для домашнего кинотеатра
Выбор проектора для домашнего кинотеатра
Стоимость проекторов сопоставима с телевизорами от 55 дюймов, но впечатления от просмотра — ярче
Экран без ограничений: ТОП-5 LED-проекторов для дома
Экран без ограничений: ТОП-5 LED-проекторов для дома
Светодиодные проекторы гораздо экономичнее ламповых и обладают увеличенным ресурсом излучателя

Проекторы: характеристики, типы, виды

Основное назначение

Назначение проектора — характеристика достаточно условная и во многом зависит от поддерживаемого разрешения и того, как проектор позиционируется производителем (на это также косвенно могут указать поддерживаемые интерфейсы). Тем не менее, модели одного назначения в большинстве своём имеют определённые общие особенности.

Универсальный. Простейшая разновидность проекторов, грубо говоря — все модели, не относящиеся ни к одной из описанных ниже специализаций. Большинство из них имеет несменную оптику, проекционное расстояние в пределах 1 – 12 м, диагональ изображения порядка 1 – 7 м (см. ниже), а также относительно невысокую стоимость.

Для презентаций. Проекторы, предназначенные преимущественно для применения в деловой сфере, в частности — при проведении презентаций. Как правило, имеют небольшое проекционное расстояние при довольно крупной диагонали, что позволяет применять их в небольших помещениях; способны работать как с широкоэкранными, так и с обычными форматами изображения (см. ниже), а также поддерживают разрешения, характерные для компьютерных видеокарт — например, 1280х800. При этом само по себе реальное разрешение (см. ниже) может быть довольно невысоким. Кроме того, практически обязательной особенностью данной разновидности проекторов (за единичными исключениями) является наличие входа D-Sub 15 pin (см. «Разъемы»)....

— Для домашнего кинотеатра. Проекторы, предназначенные в первую очередь для кинопросмотра. Основным критерием для отнесения той или иной модели в данную категорию является то, как проектор позиционируется самим производителем (проще говоря, указано ли данное назначение в официальной документации). Однако есть и некоторые общие черты: кинематографические модели, как правило, поддерживают широкоэкранные форматы изображения, имеют высокое реальное разрешение (см. ниже), позволяющее работать с HD-видео, а также оснащаются соответствующими интерфейсами (см. «Разъемы»).

— Профессиональный. Высококлассные проекторы, отличающиеся продвинутыми характеристиками, обилием функций и, соответственно, немалой стоимостью. Как правило, оснащаются сменными объективами, а некоторые вообще поставляются без объектива (см. ниже). Также довольно характерной отличительной чертой профессионального проектора является разъем BNC (см. ниже), хотя есть и модели без него.

— Портативный проектор. Ультракомпактная разновидность проекторов: большинство моделей имеет размеры, позволяющие переносить их в кармане. Предназначены такие устройства прежде всего для проведения импровизированных презентаций. Формат работы и питания может быть разным. Так, одни модели выполняются в виде отдельных устройств с собственными встроенными накопителями и аккумуляторами (а иногда — даже с полноценной мобильной ОС вроде Androidна борту). Другие по конструкции похожи на внешние чехлы или приставки и при работе надеваются непосредственно на мобильный телефон, используя его в качестве источника сигнала и питания. Однако в любом случае портативные проекторы вследствие небольших габаритов имеют довольно скромные технические характеристики — так, не отличаются ни яркостью, ни контрастностью изображения. Время автономной работы (в моделях с собственными аккумуляторами), как правило, составляет от 40 минут до полутора часов. Также для данной разновидности характерны экономичные LED-лампы (см. ниже).

Технология (матрица)

Технология, по которой построена матрица проектора.

DLP. В основе данной технологии лежит чип с тысячами поворотных микрозеркал. Каждое такое зеркало соответствует одному пикселю и имеет два фиксированных положения — «светится» и «затемнено». В большинстве DLP-проекторов матрица одна, а вывод цветного изображения обеспечивается за счет т. н. цветового колеса, благодаря котором проектор поочередно отображает красное, зеленое и синее изображение; сменяются они так быстро, что зритель воспринимает не отдельные кадры, а цельную цветную картинку. По сравнению с LCD-моделями (см. соответствующий пункт) такие одноматричные проекторы более компактны, они дают более контрастное изображение с глубоким уровнем черного (что положительно влияет на качество черно-белого изображения). Однако яркость цветного изображения у DLP-устройств сравнительно невысока, кроме того, они подвержены «эффекту радуги»: в динамичных сценах могут быть заметны цветные артефакты, возникающие из-за несовпадения красных, зеленых и синих компонентов изображения. Этих недостатков лишены трехматричные DLP-проекторы; однако обходится подобная конструкция весьма недешево, поэтому встречается она нечасто, в основном среди устройст премиум-класса.

LCD. Технология, основанная на использовании просвечиваемых ЖК-матриц. Таких матриц обычно три, каждая из них просвечивается своим базовым цветом (кр...асным, зеленым либо синим), а итоговая цветная «картинка» формируется из трех изображений, одновременно наложенных друг на друга. Благодаря такому формату работы можно добиться более ярких, насыщенных цветов, чем в одноматричных DLP-проекторах (см. соответствующий пункт); кроме того, данная технология полностью лишена «эффекта радуги». Из ее недостатков можно назвать сравнительно невысокую контрастность (в частности, из-за скромной глубины черного цвета) и более крупные размеры проекторов.

— LCoS. Технология, объединяющая в себе свойства DLP и LCD. Как и LCD, предусматривает три отдельные матрицы для трех базовых цветов (красный, зеленый, синий), а итоговое цветное изображение формируется за счет одновременного наложения этих трех компонентов. Отличие же заключается в том, что в LCoS-проекторах матрицы не просветные, а отражающие. Благодаря этому можно добиться отличной контрастности (как в DLP) в сочетании с яркими, качественными цветами без «эффекта радуги» (как в LCD). Главный недостаток этой технологии — внушительная стоимость, из-за чего применяется она в основном в проекторах премиум-класса.

ОС Android

Наличие в проекторе операционной системы Android (либо другой полновесной ОС — например, webOS; такие модели также включены в данную категорию).

ОС Android имеет три ключевых отличия от обычных программных прошивок. Во-первых, проекторы с такой системой на борту имеют собственный процессор, оперативную и встроенную память и способны работать полностью самостоятельно, без внешних источников сигнала. Во-вторых, на такие устройства можно устанавливать различные дополнительные приложения, причем выбор этих приложений весьма обширен, и некоторые из них весьма далеки от изначального назначения проектора. В-третьих, Android-модели по определению имеют доступ в Интернет (и локальные сети) — обычно через Wi-Fi.

Таким образом, данная особенность превращает проектор в продвинутый сетевой медиацентр с обширными возможностями.

Поставляется без объектива

Отсутствие объектива в комплекте поставки проектора. Купив такой проектор, Вы сможете выбрать и отдельно приобрести к нему объектив, максимально подходящий для Ваших целей, условий использования и т.п.; при этом Вам не придётся переплачивать за комплектную оптику, которая далеко не всегда является самым подходящим вариантом.

Тип лампы

— HID (High-intensity discharge). Общее название для газоразрядных ламп, т.е. ламп, в которых световой поток создаётся за счёт электрического разряда между электродами внутри колбы. В случае проекторов такие лампы могут быть и ртутными, и металлогалогенными, и ксеноновыми (подробнее см. выше).

LED. В качестве источника света используются светодиоды. Они обеспечивают высокую яркость при весьма умеренном энергопотреблении.

Laser-LED. Источник света, основанный на лазерных светодиодах. Имеет ещё большую яркость, чем классические LED, при относительно небольшом энергопотреблении.

— UHP (Ultra-high performance) - ртутная лампа высокого давления, разработка Philips. По сравнению с другими лампами, потребляет меньшую мощность, не уступая в яркости. Проекторы на таких лампах меньше и легче обычных за счет меньшего блока питания, кулер работает с меньшим уровнем шума. Создателями заявлен срок службы до 10 000 ч. Один из самых популярных на сегодняшний день типов ламп для проекторов

— UHE (Ultra-High Energy). Разновидность ламп UHP (см. выше).

— UHB (Ultra-high brightness). Ещё одна разновидность ламп UHP (см. выше).

— NSH (New Super High Pressure). Также относится к ртутным лампам высокого давления, производится компанией Ushio. Несколько менее популярна, чем UHP и аналоги..., однако также широко распространена. Ориентировочное время работы — порядка 2000 ч.

— SHP. Ртутные лампы высокого давления производства Phoenix.

— P-VIP (Video Projector) - ртутная лампа высокого давления компании OSRAM. Лампы высокой яркости, срок службы - 4000 - 6000 часов.

—UHM (Ultra High Performance Lamp of Matsushita) - ртутная лампа высокого давления, производится Panasonic. Легко меняется, время работы, в зависимости от типа - 2000 - 5000 часов.

— Xenon. Устройство и принцип действия таких ламп аналогичны ртутным лампам высокого давления — свет создаётся за счёт разряда в газовой среде. Однако вместо паров ртути в данном случае используется инертный газ ксенон под высоким давлением. Это позволяет создавать лампы высокой мощности (от 2 кВт) с соответствующим световым потоком. Применяются ксеноновые лампы в первую очередь в профессиональных моделях проекторов.

— HPM. Технология ртутных ламп высокого давления, разработанная компанией Sonyи применяемая преимущественно в её проекторах (хотя встречаются и устройства других брендов). Сочетает компактные размеры и относительно невысокую стоимость с хорошей яркостью.

— DC. Аббревиатура от «direct current», т.е. «постоянный ток». В случае ламп для проекторов, как правило, под данным обозначением подразумеваются ртутные лампы, работающие от постоянного тока. Рабочее напряжение таких ламп в разных моделях проекторов может быть разным. В их конструкции обычно используются различные ухищрения, позволяющие улучшить характеристики по сравнению с обычными лампами подобного типа — в частности, повысить срок службы и снизить энергопотребление без ущерба для яркости.

— AC. Данная аббревиатура расшифровывается как «alternating current», т.е. «переменный ток». Такие лампы практически во всём аналогичны описанным выше DC, отличаясь от них лишь типом питания.

Количество ламп

Количество ламп, предусмотренных в конструкции проектора.

Большинство современных проекторов имеет одну лампу, однако встречаются и многоламповые модели. Большее количество ламп увеличивает световой поток и, соответственно, яркость изображения, обеспечиваемого проектором. Кроме того, в моделях на 4 лампы может предусматриваться возможность продолжения работы даже при перегорании одной из ламп — яркости оставшихся вполне хватает для обеспечения нужной яркости. В двухламповых же вариантах чаще всего приходится менять сгоревшую лампу.

Заявленный срок службы

Минимальный срок службы лампы проектора, заявленный производителем. Указывается по общему времени непрерывной работы. Отметим, что если проектор эксплуатировался без нарушений, то по достижении этого времени лампа не обязательно выйдет из строя — наоборот, она может проработать еще довольно долгое время. Впрочем, при оценке долговечности лучше всего ориентироваться именно на заявленный срок службы.

Мощность лампы

Потребляемая мощность лампы подсветки, установленной в проекторе.

Теоретически чем мощнее лампа — тем она ярче. Однако это верно только если сравнивать лампы одного типа (см. выше); и даже в таком случае яркость может зависеть еще и от нюансов конструкции. Поэтому при оценке возможностей лампы стоит ориентироваться не столько на мощность, сколько на прямо заявленную яркость в люменах (см. ниже).

А вот на что данный параметр влияет напрямую — так это на общую потребляемую мощность проектора: лампа является самым «прожорливым» компонентом устройства, по сравнению с ней энергопотребление остальной электроники весьма незначительно. Также отметим, что многие мощные светильники отличаются высоким тепловыделением и требуют систем охлаждения, что сказывается на габаритах и весе проектора.

Модель лампы

Модель лампы, на которую штатно рассчитан проектор. Большинство проекторов поставляется с лампами в комплекте, поэтому при штатном использовании данная информация не нужна. А вот при поиске запасной или сменной лампы данные о модели могут оказаться весьма полезны: найти запчасть по точному названию намного проще, чем по общим данным вроде марки проектора.

Яркость

Яркость изображения, выдаваемого проектором на максимальной яркости подсветки. Обычно указывается усредненная яркость экрана, выведенная по особой формуле. Чем она выше — тем меньше изображение зависит от внешнего освещения: яркий проектор может обеспечить хорошо видимое изображение даже при дневном свете, а вот для тусклого потребуется затемнение. С другой стороны, повышение яркости снижает контрастность и достоверность цветопередачи.

Соответственно, при выборе по данному параметру нужно учитывать, в каких условиях планируется использовать проектор. Так, для офисного или школьного/университетского применения желательна яркость не ниже 3000 лм — это позволяет получать нормальную видимость, не затеняя помещение. В свою очередь, среди топовых моделей встречается и весьма невысокая яркость, т.к. подобные проекторы обычно устанавливаются в специально предназначенных для них помещениях с хорошей затемненностью. А в ультракомпактных устройствах добиться высокой яркости невозможно по техническим причинам.

Подробные рекомендации по оптимальной яркости для тех или иных условий можно найти в специальных источниках. Здесь же отметим, что выбирать по данному показателю в любом случае стоит с некоторым запасом. Как уже говорилось выше, при увеличении яркости снижается контрастность и качество цветопередачи, и для достижения желаемого качества картинки, возможно, придется использовать проектор на пониженной яркости.

Статическая контрастность

Статическая контрастность изображения, обеспечиваемого проектором.

Статической контрастностью называют максимальную разницу между самым ярким белым светом и самым темным черным, которую проектор может обеспечить в пределах одного кадра. В отличие от динамической контрастности (см. ниже), данный параметр описывает не условные, а вполне реальные возможности устройства, достижимые без применения каких-либо дополнительных ухищрений вроде авторегулировки яркости. Напомним, что от контрастности зависит качество цветопередачи и детализация, чем выше данный показатель — тем ниже вероятность, что на ярких или темных участках детали окажутся неразличимыми.

Динамическая контрастность

Динамическая контрастность изображения, обеспечиваемая проектором.

Динамическая контрастность — это соотношение между самым ярким белым и самым темным черным цветом, которые способен выдать проектор. Напомним, что от контрастности зависит качество цветопередачи и детализация, чем выше данный показатель — тем ниже вероятность, что на ярких или темных участках детали окажутся неразличимыми. Однако динамическая контрастность является довольно специфическим параметром. Дело в том, что при ее подсчете учитывается самый яркий белый на максимальных настройках яркости и самый темный черный — на минимальных. В результате цифры в данной графе могут быть весьма впечатляющими, однако добиться такой контрастности в пределах одного кадра невозможно.

Введя этот параметр, производители пошли на определенную хитрость. Однако нельзя сказать, что динамическая контрастность не имеет вообще никакого отношения к качеству изображения. В проекторах может применяться автоматическое управление яркостью, при котором общая яркость в зависимости от «картинки» на экране может повышаться или снижаться. Такой формат работы основан на том, что человеческому глазу не нужны слишком яркие участки на общем темном фоне и очень темные — на ярком, изображение нормально воспринимается и без этого. Максимальный перепад яркости, достижимый в таком режиме работы, как раз и описывается динамической контрастностью.

Цветопередача

Количество отдельных цветовых оттенков, которое способен отобразить проектор.

Минимальным показателем для современной проекционной техники фактически является 16 млн цветов (точнее, 16,7 млн — это стандартное число, связанное с особенностями цифровой обработки изображения). В наиболее продвинутых моделях это значение может превышать 1 млрд. Однако здесь стоит учитывать два нюанса: во-первых, человеческий глаз способен распознать всего около 10 млрд цветовых оттенков, во-вторых, ни одно современное устройство вывода изображения (проекторы, мониторы и т.п.) не способно охватить весь спектр цветов, видимых человеческим глазом. Поэтому впечатляющие характеристики цветопередачи являются скорее маркетинговым ходом, нежели реальным показателем качества изображения, и на практике имеет смысл обращать внимание на другие характеристики — прежде всего яркость и контрастность (см. выше), а также специфические данные вроде диаграммы цветового охвата.

Частота строчной развертки

Частота строчной развертки, поддерживаемая проектором.

Этот параметр актуален при работе с аналоговым видеосигналом. В таком видео изображение формируется построчно: по очереди подсвечивается каждый пиксель в строчке, затем подсвечивается следующая строчка и т. д. Частота строчной развертки описывает, сколько раз в секунду луч подсветки пробегает от края до края экрана. Для нормального воспроизведения проектор должен поддерживать ту же частоту развертки, с которой записан входящий сигнал. Впрочем, в большинстве моделей поддерживается довольно обширный диапазон частот, и проблем с поддержкой не возникает. Также отметим, что если вы не являетесь профессионалом, то при выборе проектора вполне можно ориентироваться на частоту кадровой развертки (см. ниже) — этот параметр более прост и нагляден, а поддержка определенной частоты кадров автоматически означает поддержку соответствующей частоты строк.

Частота кадровой развертки

Частота кадровой развертки, проще говоря — частота смены кадров, поддерживаемая проектором.

Для нормального воспроизведения крайне желательно, чтобы частота кадров у проектора совпадала с изначальной частотой кадров видеосигнала. Впрочем, большинство современных моделей поддерживает не конкретную частоту кадров, а целый диапазон частот, причем довольно обширный.

Отметим, что для просмотра большинства видеоматериалов вполне достаточно диапазона от 24 до 60 кадр/сек. Исключением является 3D-контент — для него может потребоваться удвоенная частота кадров, до 120 Гц (подробнее см. «Поддержка 3D»).

Реальное разрешение

Фактический размер изображения, создаваемого проектором, в точках (пикселях) по вертикали и горизонтали. В данном случае разрешение является характеристикой самого проектора и не зависит от разрешений видеосигнала, поддерживаемых устройством; а многие модели способны нормально «переваривать» сигнал с намного более высоким разрешением, чем реальное. Однако наилучшее качество изображения достигается всё же в том случае, если разрешение поступающего сигнала соответствует реальному разрешению проектора. Минимальное разрешение современных проекторов — VGA (800x600). Существуют модели с разрешением, аналогичным современному цифровому ТВ высокого разрешения — HD (720), Full HD (1080) и Quad HD; максимальное же разрешение на сегодняшний день Ultra HD (4K).

Форматы изображения

Форматы изображения, поддерживаемые проектором.

В данном случае речь идёт о форматах изображения по соотношению сторон. Данный параметр записывается двумя цифрами, обозначающими пропорции по горизонтали и вертикали. Это позволяет оценить пропорции «картинки», даже не имея её перед глазами.

Общее правило выбора по этому показателю таково: проектор должен поддерживать то же соотношение сторон, что и во входящем сигнале. Иначе изображение в лучшем случае будет занимать лишь часть активного пространства (с характерными чёрными полосами сверху-снизу или по бокам); а в худшем случае оно окажется обрезанным либо искажённым (вытянутым в ширину или высоту).

В целом современные форматы изображения делят на три основных категории:

— Традиционные. Сюда входят соотношения сторон 4:3, 5:4 и 3:2. 4:3 — классический стандарт, применяемый ещё в аналоговом ТВ и раннем кинематографе. 5:4 — формат, получивший распространение в основном среди компьютерной техники (в частности, именно к нему относится большинство современных не-широкоэкранных монитором). 3:2 — сравнительно редкий и специфический вариант. Традиционные форматы хорошо подходят для презентаций, работы с документами и графиками и других аналогичных задач, где экран должен иметь приблизительно одинаковые размеры в высоту и в ширину.

— Широкоэкранные — это соотношения сторон 16:9 и 16:10. Принципиальной р...азницы между ними нет, 16:10 даёт несколько больше пространства по вертикали, однако этот момент практически не заметен, поэтому эти варианты обычно не отделяют друг от друга. Широкоэкранные форматы предназначены прежде всего для игр и фильмов; отдельно отметим, что все стандарты высокого разрешения (HD, Full HD и т. п.) изначально имеют соотношение сторон 16:9.

— Сверхширокоэкранные. Самый популярный вариант такого соотношения сторон в видеотехнике потребительского уровня — 21:9. Довольно специфический формат, предназначенный преимущественно для просмотра фильмов; в современных проекторах особого распространения не получил.

Стоит отметить, что конкретные варианты поддерживаемых соотношений сторон даже в рамках одной категории могут быть разными. Особенно это касается проекторов, включённых в категорию «4:3/5:4/3:2»: к примеру, одна модель может работать только с 4:3, другая — с 5:4, третья — поддерживать оба этих формата, и т. п.

Проекционное расстояние, мин

Наименьшее расстояние до экрана, на котором можно использовать проектор. Как правило, указывается минимальное расстояние, при котором изображение с проектора остается сфокусированным.

Данный параметр особенно важен в том случае, если устройство предстоит размещать на небольшой дистанции от экрана (например, в тесном помещении). Некоторые современные проекторы способны нормально работать уже на расстоянии в 10 – 20 см. Также отметим, что проекционные расстояния определяются прежде всего объективом, и если изначальный диапазон этих расстояний вас не устраивает — возможно, ситуацию можно решить заменой оптики.

Проекционное расстояние, макс

Наибольшее расстояние до экрана, на котором можно использовать проектор. Это максимальное расстояние, на котором изображение остается в фокусе и сохраняет приемлемую яркость — как минимум, достаточную для просмотра в затемненном помещении на высококачественном экране.

Выбирать по данному параметру нужно с учетом предполагаемых условий эксплуатаций и расстояний, с которыми предстоит иметь дело. При этом не помешает иметь определенный запас по максимальному расстоянию — поскольку, как уже говорилось, оно обычно указывается для идеального экрана и затемненного помещения, а такие условия имеются далеко не всегда. Также отметим, что хотя проекционные расстояния зависят от объектива, далеко не каждый проектор со сменным объективом допускает установку более «дальнобойной» оптики, чем штатная — у устройства может попросту не хватить яркости на увеличенную дистанцию.

Диагональ изображения

Диагональ изображения, выдаваемого проектором. Как правило, указывается в виде диапазона — от наименьшей, на минимальном проекционном расстоянии, до наибольшей, на максимальном. О проекционных расстояниях подробнее см. выше; здесь же стоит сказать, что выбор по диагонали зависит как от расстояния между экраном и зрителями, так и от формата применения проектора. К примеру, для просмотра видео оптимальным вариантом считается ситуация, когда расстояние от зрителя до изображения соответствует 3 – 4 диагоналям, а для работы с презентациями может пригодиться и относительно крупная картинка. Более детальные рекомендации для разных ситуаций можно найти в специальных источниках; здесь только напомним, что изображение должно помещаться на экран, используемый с проектором.

Масштабирование и фокусировка

Тип масштабирования и фокусировки, предусмотренный в конструкции проектора.

Эти процедуры осуществляются за счёт движения отдельных элементов объектива и изменения его общих оптических свойств. Упомянутое движение может обеспечиваться разными способами, на этом основании выделяют такие разновидности масштабирования и фокусировки:

Ручная. Как следует из названия, в данном случае пользователь должен вручную регулировать оптику проектора (чаще всего поворачивая специальные кольца на объективе). Достоинствами этого варианта являются простота, невысокая стоимость и надёжность. С другой стороны, дистанционное управление масштабированием и фокусировкой в таких проекторах неприменимо, что может вызвать проблемы, особенно при установке устройства в труднодоступном месте (например, под потолком).

Моторизированная. Системы масштабирования и фокусировки, имеющие привод от электромотора. Такая конструкция позволяет управлять оптикой проектора дистанционно — например, с пульта ДУ или через порт управления RS-232 (см. ниже). Её главными недостатками являются сложность и высокая стоимость.

В моделях, поставляемых без объектива (см. ниже) данный параметр указывается по тому, поддерживаются ли устройством объективы с моторами. Если такую оптику можно установить на проектор — его относят к моторизованным моделям, в противном случае — к ручным.

Оптическое увеличение

Кратность оптического увеличения, которое способен обеспечить проектор.

Оптическое увеличение изображения осуществляется за счет работы линз в объективе проектора. При таком увеличении меняется размер всего изображения целиком; это может пригодиться как для подстройки «картинки» под размер экрана, так и для подробного просмотра отдельных деталей (главное, чтобы эти детали при увеличении не вылезли за пределы экрана). В целом оптическое увеличение считается более продвинутым, нежели цифровое, т. к. оно позволяет регулировать диагональ, не перемещая проектор, и сохраняет изначальное разрешение «картинки» независимо от кратности. Правда, объективы с такой возможностью («зум-объективы») сложнее и дороже фиксированной оптики, однако разница в цене практически незаметна на фоне стоимости самих проекторов.

Цифровое увеличение

Степень цифрового увеличения, обеспечиваемая проектором.

Увеличить диагональ цифровым способом невозможно, поэтому в данном случае речь обычно идет об увеличении изображения в рамках имеющейся диагонали. Таким образом можно, к примеру, «растянуть» фотографию или схему на весь экран, убрав рамки по краям, увеличить отдельный фрагмент изображения для более детального рассмотрения, и т. п. А в некоторых моделях под цифровым увеличением подразумевается, по сути, уменьшение, когда вместо всей матрицы используется только ее часть. Это может пригодиться, если в оригинальном размере изображение не помещается на экран.

Стоит отметить, что и в том, и в другом случае работа «зума» связана со снижением разрешения и некоторым ухудшением общего качества картинки.

Сдвиг объектива

Наличие у проектора подвижного объектива, способного сдвигаться как минимум по вертикали, а в наиболее продвинутых моделях — также по горизонтали. Эта функция позволяет подкорректировать расположение «картинки» относительно экрана — чаще всего речь идёт о том, чтобы выставить изображение строго по центру. Использовать для этого подвижный объектив намного проще, чем перемещать сам проектор или экран. Поэтому подобные модели могут оказаться весьма полезны для тех, кто не уверен в том, что место установки будет оптимально соответствовать расположению экрана.

Коррекция трапеции

Технология, позволяющая откорректировать трапецеидальные искажения на изображении, выдаваемом проектором.

Идеальное расположение для проектора — строго напротив центра экрана (на перпендикуляре, проходящем через центр), однако на практике устройство нередко приходится располагать выше или ниже, а иногда — еще и левее/правее. Из-за этого изображение искажается: например, если проектор расположен высоко, нижняя часть «картинки» получается шире верхней. Коррекция трапеции позволяет исправить подобные искажения, приведя изображение в норму. Отметим, что она может осуществляться за счет цифровой обработки и несколько снижать качество изображения; однако если нет возможности установить проектор в идеальном положении, без коррекции не обойтись.

Обратная проекция

Возможность работы проектора в режиме обратной проекции («отзеркаливания» изображения).

Существует две основных разновидности обратной проекции. Чаще всего в проекторах встречается горизонтальное отзеркаливание — оно применяется при установке устройства за просветным экраном. Вертикальная инверсия, в свою очередь, используется в проекторах с фиксированной коррекцией трапецеидальных искажений — ввиду особенностей конструкции при креплении под потолком такие устройства необходимо переворачивать основанием вверх, что требует соответствующей коррекции отображаемого изображения.

Возможности

Датчик освещения. Датчик, определяющий уровень окружающей освещенности. Чаще всего используется для автоматической подстройки яркости проектора под текущие условия. Так, в затемненном помещении высокая яркость не нужна, а при дневном свете, наоборот, без нее не обойтись. Регулировать режим работы можно и вручную, но удобнее, когда проектор делает это автоматически.

Поддержка DLNA. Технология DLNA.предназначена для объединения домашней электроники в единую сеть и обмена контентом в реальном времени. Одним из ее преимуществ является то, что DLNA-устройства гарантированно совместимы между собой независимо от модели и производителя. В проекторе эта функция может использоваться, к примеру, для просмотра на большом экране фильма с жесткого диска компьютера, или для вывода на этот экран Интернет-трансляции, изначально открытой на планшете. Работает DLNA на базе обычной локальной сети, с подключением через LAN (см. «Порты управления») или Wi-Fi (см. ниже).

Поддержка MHL. Наличие у проектора входов HDMI с поддержкой стандарта MHL. Данный стандарт применяется для трансляции видео и аудио с мобильных гаджетов (через microUSB) на внешние устройства. Соответственно, эта особенность пригодится тем, кто планирует подключать к проектору смартфоны и другую портативную технику. При этом MHL-гаджет, подключенный к совместимо...му HDMI-порту, может еще и заряжаться в процессе. Отметим, что вывести сигнал MHL можно и на обычный HDMI-порт, однако для этого понадобится переходник, а функция зарядки будет недоступна.

— Протокол PJ-Link. Поддержка проектором протокола PJ-Link. Это служебный стандарт, разработанный для управления проекторами через локальные сети (обычно по LAN или HDBaseT, см. «Порт управления»). Все оборудование с поддержкой PJ-Link (проекторы, контроллеры) полностью взаимно совместимо независимо от марки и производителя, что значительно облегчает построение сетей из нескольких проекторов и замену отдельных компонентов в таких сетях.

— Поддержка 3D. Возможность воспроизведения проектором «трехмерного» видео, когда на обычном плоском экране создается иллюзия третьего измерения — глубины. Такое видео записывается в особом формате, при котором видимое изображение разделяется на две части — для левого и правого глаза — и просматривается через специальные очки (которые чаще всего нужно покупать отдельно). 3D-контент обеспечивает мощный эффект присутствия и ощущение погружения в происходящее. В то же время стоит учитывать, что такое изображение выдвигает повышенные требования к качеству экрана (очки нередко затемняют видимое изображение); а при некоторых расстройствах зрения (косоглазие, отсутствие одного глаза и т. п.) нормальный просмотр 3D невозможен.

— Пульт ДУ. Назначение и применение данной функции понятно из названия: она позволяет управлять функциями проектора, не приближаясь к нему. Это особенно удобно при установке устройства в труднодоступном месте — например, под потолком. Разумеется, дистанционное управление может осуществляться и другими способами — например, через RS-232 или по сети через LAN. Однако такое управление связано с применением дополнительных устройств, а также требует настройки, иногда довольно сложной, тогда как пульт изначально входит в комплект и пригоден к работе «из коробки».

— Интерактивное перо. Поддержка проектором технологии интерактивных перьев. Такая технология позволяет фактически превратить проецируемое изображение в интерактивную доску: при помощи пера можно рисовать, писать и делать пометки прямо на проецируемом изображении, что бывает особенно полезно во время презентаций и образовательных мероприятий. Стоит учитывать, что сами перья и дополнительное оборудование для их работы могут не входить в комплект поставки.

Bluetooth

Версия Bluetooth, поддерживаемая проектором.

Сама по себе технология Bluetooth разработана для прямого беспроводного соединения между различными устройствами. В проекторах такое соединение чаще всего применяется для трансляции звука на беспроводные наушники или колонки; возможны и другие варианты применения Bluetooth (например, подключение пульта ДУ), однако они встречаются редко. В свете этого можно не обращать особого внимания на конкретную версию Bluetooth, поддерживаемую проектором — все версии совместимы между собой как минимум по базовому функционалу (включая передачу звука).

Wi-Fi

Стандарт Wi-Fi, поддерживаемый проектором.

Wi-Fi известен в основном как способ беспроводного подключения к Интернету и локальным сетям. Кроме того, с относительно недавних пор эта технология используется также для прямого соединения между беспроводными устройствами. Соответственно, способы применения Wi-Fi в проекторах тоже могут быть разными. Так, одни модели способны подключаться к локальным сетям для работы с контентом по DLNA (см. выше); в других такое подключение используется для управления с компьютера или другого сетевого устройства; в третьих «пульт ДУ» вроде смартфона или планшета может подключаться через Wi-Fi напрямую.

Что же касается версий Wi-Fi, то наиболее популярные в современной технике варианты — 802.11n и 802.11ac — вполне совместимы между собой, а разница между ними в данном случае не критична. Поэтому на эти подробности можно не обращать особого внимания при выборе.

Оперативная память

Объем оперативной памяти (RAM), установленной в проекторе.

Данный параметр актуален в первую очередь для устройств с ОС Android на борту (см. выше), и даже для них он является скорее справочным, нежели реально значимым. В теории большее количество RAM означает более высокую производительность и способность справляться с ресурсоемкими задачами. На практике же «оперативки» обычно вполне хватает не только для предустановленного ПО, доступного из коробки, но и для дополнительных приложений, загружаемых самим пользователем. Исключения встречаются только среди наиболее «прожорливых» программ, таких как игры; однако на проектор подобные программы устанавливаются крайне редко.

Встроенная память

Объем встроенной памяти, установленной в проекторе.

Наличие встроенного накопителя позволяет хранить различный контент — прежде всего видео и фото — в самом проекторе и просматривать его напрямую, не подключая внешних устройств. Кроме того, в устройствах под ОС Android (см. выше) этот же накопитель используется для установки дополнительного ПО.

Оценивая объемы доступной памяти, стоит помнить, что ее часть неизбежно будет занята программной прошивкой. В некоторых моделях проекторов имеется альтернатива встроенному накопителю в виде слота под карты памяти (см. ниже).

Картридер

Устройство, позволяющее проектору работать со сменными картами памяти. Способы такой работы могут быть разными. Чаще всего картридер предусматривает возможность прямого воспроизведения видео и/или фото с карты. Это особенно удобно для просмотра материалов, отснятых на фотоаппарат или видеокамеру: большинство таких устройств ведет запись именно на карты памяти. Более продвинутые функции могут включать обмен файлами между съемной картой и встроенным накопителем проектора, обновление прошивки через карту и даже установку на нее дополнительных программ (в моделях под управлением ОС Android, см. выше).

Как правило, современные проекторы оснащаются слотами SD, а некоторые портативные модели — microSD. И тот, и другой формат имеет несколько подвидов, не всегда совместимых между собой, так что возможность работы с конкретной картой стоит уточнять отдельно.

USB 2.0

Количество разъемов USB 2.0, предусмотренное в проекторе.

Не стоит путать эти разъемы с USB slave (см. «Порты управления») — в данном случае речь идет о портах USB для различной периферии. Чаще всего эти порты используются для прямого воспроизведения контента с флешек и других накопителей (например, внешних HDD). При этом отметим, что в некоторых проекторах просмотр видео недоступен (только фото), в других может поддерживаться очень ограниченный набор форматов. Тем не менее, прямое подключение нередко оказывается более удобным, чем просмотр через компьютер или другое дополнительное устройство. Также порты USB могут применяться в других целях, например, для обновления прошивки, обмена файлами между флешкой и встроенным накопителем проектора или даже для клавиатур/мышей (в устройствах под Android, см. выше).

Сам стандарт USB 2.0 считается устаревшим, однако для проекторов его вполне достаточно, а более новая периферия полностью совместима с такими разъемами. При этом к проектору редко приходится подключать более одного внешнего устройства за раз, поэтому и моделей более чем с одним USB 2.0 выпускается немного.

Кол-во динамиков

Количество встроенных динамиков, предусмотренных в проекторе.

Само по себе наличие динамиков позволяет воспроизводить звук (например, сопровождение к отображаемому видео) без колонок и другого дополнительного оборудования. Правда, качество такого воспроизведения обычно получается невысоким, для чистого достоверного звука все равно понадобится внешняя акустика. Однако в некоторых случаях этого вполне достаточно; кроме того, существуют проекторы с продвинутыми встроенными динамиками.

Самих же динамиков может быть один либо два. В первом случае речь идет лишь о воспроизведении монофонического звука, без какого-либо эффекта объемности. А два динамика могут представлять собой как стереосистему, так и связку «обычный динамик плюс сабвуфер», эти подробности стоит уточнять отдельно.

Сабвуфер

Наличие в проекторе встроенного сабвуфера.

Сабвуфер представляет собой специализированный динамик, позволяющий улучшить звучание низких частот, добиться мощного и насыщенного баса. Такие возможности особенно важны при просмотре остросюжетных фильмов с обилием выстрелов и взрывов, а также концертов. Однако несмотря на то, что проектор с сабвуфером однозначно будет звучать лучше, чем устройство без такого динамика, по ряду причин данная функция встречается крайне редко. Одна из таких причин — то, что встроенные сабвуферы уступают отдельно стоящим динамикам по качеству и мощности звука, и для серьезных задач (вроде построения домашнего кинотеатра) обычно требуется отдельный «саб».

Мощность звука

Номинальная мощность акустики, установленной в проекторе.

Чем выше эта мощность — тем более громкий звук может выдать устройство, тем лучше его будет слышно в обширном помещении и/или шумной обстановке. В то же время стоит отметить два нюанса. Во-первых, встроенные динамики обычно делаются сравнительно маломощными — иначе они занимали бы слишком много места. Во-вторых, большинство современных проекторов допускают подключение внешней акустики (см. «Аудиоразъемы»), более мощной, чем встроенная. Так что обращать внимание на данный показатель имеет смысл в том случае, если вы изначально планируете использовать «родной» звук проектора. Подробные рекомендации по необходимой мощности для тех или иных условий можно найти в специальных источниках.

Видео разъемы

Входы для подключения внешних источников видеосигнала, предусмотренные в проекторе.

— VGA. Аналоговый видеоинтерфейс, считающийся устаревшим, однако все еще довольно популярный; выходы VGA встречаются в видеотехнике, а также в некоторых компьютерных видеокартах. Поддерживает разрешения вплоть до 1280х1024, что позволяет работать с видео 720p, однако о более продвинутых HD-стандартах речи не идет. Передачи аудиосигнала по VGA не предусматривается, звуковое сопровождение для такого видео придется подключать отдельно.

DVI. Видеоинтерфейс, применяемый в основном для подключения проекторов к компьютерам. Изначально не предусматривал передачи звука, однако эта возможность постепенно внедряется. В наше время используется несколько разновидностей DVI. Так, по формату сигнала выделяют чисто цифровой DVI-D и комбинированный DVI-I, поддерживающий цифровое и аналоговое видео. В обеих этих разновидностях может использоваться двухканальный формат передачи цифровых данных, при котором максимальное разрешение видео достигает 2560х1600 (в одноканальном оно составляет 1920х1200). Разъемы и штекеры DVI-D и DVI-I совместимы между собой при совпадении по количеству каналов, либо в том случае, если одноканальный видеосигнал подключается к двухканальному входу.

DisplayPort. Цифровой интерфейс, изначально разработанный для подключения ЖК-мониторов. Современные версии по возможностям схожи с HDMI, о...ни поддерживают HD-разрешения от 1080p и выше, а также передачу многоканального звука. Тем не менее, в видеоустройствах такие выходы встречаются редко, основной сферой применения DisplayPort была и остается компьютерная техника. В частности, именно такой разъем (а также его уменьшенную версию miniDisplayPort) штатно использует в своих компьютерах компания Apple.

— BNC. Разъем байонетного типа, используемый для подключения коаксиального кабеля. В проекторах такое соединение применяется для передачи компонентного аналогового видео (см. соответствующий пункт) или несжатого видеосигнала по стандарту SDI. BNC относится к профессиональным интерфейсам и встречается в проекторах соответствующего класса.

— S-Video. Аналоговый интерфейс для передачи видеосигнала (без работы со звуком). Предусматривает два канала для передачи информации об изображении, в этом смысле похож на описанный ниже компонентный вход. Однако, с одной стороны, S-Video использует всего один разъем вместо трех, с другой — пропускная способность у данного интерфейса заметно ниже, он не подходит для HD-разрешений, в свете чего считается устаревшим и встречается редко, в основном в специализированной видеотехнике.

— Композитный. Изначально композитным называют аналоговый интерфейс для передачи видео и звука, использующий 3 отдельных канала (под видеосигнал и левый и правый канал аудио). Однако в данном случае чаще всего подразумевается только один разъем — для видео; звуковые входы в проекторах указываются отдельно и обозначаются как RCA (аудио) (см. «Аудиоразъемы»). В целом композитный интерфейс не отличается особым качеством картинки, к тому же не подходит для передачи HD-изображения и считается устаревшим. С другой стороны, он весьма распространен и встречается не только в современной видеотехнике, но и в откровенно устаревшей; к примеру, через этот интерфейс можно подключить к проектору VHS-видеомагнитофон.

— Компонентный. Интерфейс, считающися самым продвинутым среди современных аналоговых видеостандартов. Видеосигнал при таком подключении разделяется на три компонента, передаваемые по отдельным кабелям; это обеспечивает хорошую помехостойкость и пропускную способность, достаточную даже для работы с HD-разрешениями. А вот звук данным интерфейсом не поддерживается.

HDMI входов

Количество HDMI-входов, предусмотренное в проекторе.

HDMI — это комплексный цифровой интерфейс, изначально созданный для работы с видео высокого разрешения и многоканальным звуком. На сегодняшний день фактически является общепринятым стандартом, выходы этого типа имеются в подавляющем большинстве видеоустройств с поддержкой HD — медиацентров, Blu-ray плееров, компьютерных видеокарт и т. п. Наличие нескольких входов HDMI позволяет одновременно подключить к проектору несколько источников сигнала и переключаться между ними в настройках проектора, без необходимости лишний раз подсоединять и отсоединять кабели.

Аудио разъемы

RCA (аудио). Аналоговый аудиоинтерфейс, использующий гнезда RCA («тюльпаны»). В зависимости от модели проектора может служить как входом (например, в дополнение к компонентному видеовходу), так и выходом для подключения внешних аудиоустройств; эти подробности стоит в каждом случае уточнять отдельно. Отметим только, что через один разъем RCA в данном случае передается только один канал звука, а входом или выходом считается пара «тюльпанов» (под левый и правый канал).

Вход 3.5 мм (mini-Jack). Как правило, в данном случае подразумевается линейный аналоговый аудиовход, использующий разъем mini-Jack. Такой разъем более компактен, чем RCA (см. соответствующий пункт), кроме того, он позволяет работать с двумя каналами стерео через одно гнездо. С другой стороны, соединение по 3.5 мм менее надежно и более подвержено помехам. Поэтому подобный вход рассчитан в основном на несложные задачи — вроде передачи звука с аудиовыхода ПК или лэптопа.

Выход 3.5 мм (mini-Jack). Аудиовыход, использующий разъем mini-Jack. Это в любом случае аналоговый выход, однако конкретное назначение его может быть разным. Так, в некоторых проекторах он играет роль линейного интерфейса и применяется для вывода аудиосигнала на активную акустику или внешний усилитель. По сравнению с другим популярным линейным разъемом — RCA — разъем 3.5 мм более компактен, но несколько...менее надежен; отметим также, что именно он применяется в большинстве компьютерных колонок. В других устройствах mini-Jack работает как выход на наушники. Существуют модели, где эти функции объединены в одном разъеме.

— Вход для микрофона. Вход для подключения к проектору внешнего микрофона. Воспользовавшись им, можно транслировать звук с микрофона с помощью собственного усилителя проектора — например, комментировать презентацию через те же динамики, через которые идет основное звуковое сопровождение.

Порты управления

Служебные разъемы для подключения управляющей аппаратуры, предусмотренные в конструкции проектора. Конкретные возможности управления в каждом случае могут быть разными, их стоит уточнять отдельно.

COM (RS-232). Специализированный разъем, изначально применявшийся в компьютерной технике. В целом считается устаревшим, среди компьютеров встречается сравнительно редко, зато весьма популярен в различном специализированном оборудовании.

USB (slave). Разъем для подключения к USB-порту ПК или ноутбука. При таком подключении проектор играет роль периферийного устройства, и им можно управлять с компьютера. Кроме того, относительно недавно появились портативные проекторы, рассчитанные на проводное подключение к мобильным гаджетам вроде смартфонов или планшетов; для них также указывается порт USB (slave), хотя конкретный разъем подключения может быть другим (например, 8-pin в устройствах Apple).

LAN (RJ45). Стандартный разъем для проводного подключения к компьютерным сетям. Проектор, подключенный таким способом, работает как сетевое устройство, доступ к нему (про соответствующих настройках) можно получить с любого компьютера «локалки». Это бывает удобнее, чем использовать только один управляющий компьютер. Кроме того, через LAN могут реализовываться другие функции — например, DLNA (см. соответствующий пункт).

HDBaseT. Комплексный интерфейс, применяемый в основном в профессиональной технике (см. «Основное назначение»). По сути является расширенной и дополненной версией описанного выше LAN, использует такие же разъемы и кабели, однако имеет более обширный функционал. Помимо доступа к локальным сетям и Интернету, HDBaseT обеспечивает передачу специализированных сигналов управления, потокового аудио- и видео и даже питания мощностью до 100 Вт.

Уровень шума

Максимальный уровень шума, возникающий при работе проектора.

В большинстве моделей основным источником шума является система охлаждения — она часто использует вентиляторы для эффективного отвода тепла, вырабатываемого лампой. Разумеется, чем ниже уровень шума — тем удобнее проектор в применении, тем меньше неудобств он доставляет и тем лучше слышно звуковое сопровождение «картинки» (если оно вообще предусмотрено). С другой стороны, с увеличением размеров и повышением мощности уровень шума также неизбежно растёт, а меры по его снижению заметно сказываются на стоимости проектора.

Наиболее тихими являются портативные модели (см. «Основное назначение») — они в большинстве своём не имеют активного охлаждения и практически не производят шума, если не считать щёлканья клавиш управления и других подобных звуков. Поэтому данный показатель для таких проекторов может вообще не указываться. В «шумящих» моделях самое низкое значение составляет порядка 19 дБ — это сравнимо с шелестом листьев при небольшом ветре. Наиболее же «громкими» являются профессиональные проекторы — в них уровень шума может достигать 50 дБ (уровень разговора на средней громкости).

Потребляемая мощность

Чем ниже потребляемая мощность, тем экономичнее проектор – тем меньше электричества он потребляет. С другой стороны, маломощные проекторы часто поддерживают меньшую яркость, чем более энергоемкие модели.
Подбор по параметрам
 
Цена
отдо р.
Производители
Назначение (необязательно)
Тип лампы
Основное разрешение
Соотношение сторон
Макс. проекционное расстояние
Технология (матрица)
Фокусировка
Функции и возможности
Разъемы и подключение
Порт управления
Яркость (световой поток)
Срок службы лампы
По году выпуска
Каталог проекторов 2018 - новинки, хиты продаж, купить проекторы.